Состоялось внеочередное заседание Совета Народного Собрания Республики Ингушетия, а затем и внеочередное пленарное заседание под председательством вице-спикера Парламента Асхаба Сукиева. По основному вопросу, касающемуся проекта конституционного закона РИ «О референдуме Республики Ингушетия», выступил председатель комитета по государственному строительству и законодательству Ибрагим Боков. Докладчик пояснил, что Главой Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым данный законопроект отзывается в целях доработки с учетом мнения населения, депутатов Парламента, представителей республики в Госдуме и Совете Федерации, а также общественных организаций республики. Депутаты Народного Собрания поддержали снятие с дальнейшего рассмотрения проекта конституционного закона РИ «О референдуме Республики Ингушетия».   Кроме того, в процессе заседания член Мандатной комиссии Ислам Гадиев в соответствии с постановлением Избирательной комиссии РИ представил парламентариям М.Б. Евлоева в качестве нового депутата. Законодатели единогласно поддержали принятие постановления о вводе депутата М.Б.Евлоева в состав комитета Народного Собрания по государственному строительству и законодательству.
ПОСЛАНИЕ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ НАРОДНОМУ СОБРАНИЮ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ НА 2019 ГОД. Уважаемые депутаты Народного Собрания Республики Ингушетия! Дорогие жители республики, гости и приглашенные! В своём очередном Послании буду акцентировать внимание на дальнейшем ускоренном социально-экономическом развитии республики, буду говорить о поддержке политической стабильности в регионе, при этом делая особый упор на необходимости технологического прорыва во всех сферах жизнедеятельности общества. Надо признать, что Ингушетия, как и наша страна в целом, справилась с новыми и очень сложными экономическими, социальными вызовами, сумела преодолеть кризисные периоды своего развития, сместив основной вектор деятельности органов власти региона с мер обеспечения безопасности и правопорядка на социально-экономическое развитие региона по всем ключевым направлениям. В решении и реализации всех этих сложных вопросов мы ощущали практическую помощь федерального центра и руководства Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа и аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе. И сегодня перед нами стоит задача нового уровня – реализация национальных проектов. Именно здесь нам нужно совершить решительный прорыв. Прорыв, о котором так убедительно говорил Президент России Владимир Владимирович Путин в своем послании Федеральному Собранию, ключевыми темами которого были социальная политика, сбережение народа и поддержка семей. Уважаемые коллеги! Политическая ситуация – одна из составляющих общей обстановки в регионе и стране в целом. Мы понимаем, что политические интересы общества включают в себя осознанные потребности в материальном благополучии, духовном саморазвитии, социальной справедливости, гарантиях прав и свобод граждан, в стабильном развитии региона. С этим связана необходимость постоянного отслеживания ее изменений, в особенности реагирования различных категорий граждан на политические решения и социальные проявления. Для своевременного реагирования на происходящие процессы в различных слоях населения у нас активно работают институты гражданского общества. Недавно введена во всех профильных министерствах и ведомствах, муниципальных образованиях новая автоматизированная система работы с обращениями граждан «Инцидент-менеджмент», которая позволяет ежечасно выявлять обращения, жалобы жителей республики в социальных сетях и оперативно на них реагировать. Главная составляющая благополучия гражданского общества – это её стабильная общественно-политическая обстановка. Если говорить в целом об общественно-политической ситуации в республике, то следует отметить, что она прогнозируемая, но о стабильности говорить ещё рано. Понимая ответственность перед будущим нашего народа, мы закрепили границу между двумя братскими народами, которая была определена де-факто еще в августе 1993 года. Нам предопределено было жить рядом, а, значит, мы не должны оставлять территориальную проблему нашим потомкам. Состоявшееся подписание имеет большое историческое значение для жителей обоих регионов. Закон вступил в силу и спор в вопросе определения границ разрешился. Этот шаг был направлен на сохранение и укрепление ингушской государственности. И сегодня важно, чтобы жители региона услышали, что Республика Ингушетия не будет упразднена, и никто не планирует менять её статус - объединять или разделять на «сегменты». Административно-территориальное деление не планируется. Наше стремление к сохранению стабильности и мира в республике в последние годы основывалось на принципах единения общества независимо от национальности, расовой принадлежности и вероисповедания. Религия у нас в вопросах сохранения целостности духовно-нравственного пространства и единения общества всегда играла ключевую роль. Религиозные деятели должны показывать пример высокой духовности, нравственных принципов, богобоязненности и терпимости в обществе, и таких у нас, к счастью, много. Однако в последнее время сформировалась тенденция к политизации некоторых религиозных деятелей и организаций. Подобное обстоятельство влияет и на социально-политическую ситуацию и её динамику, главное - на настроения людей. Я должен открыто заявить, что мы, власть, готовы взаимодействовать со всеми формированиями, послушать и помочь при необходимости. Наша республика сегодня - один из самых спокойных регионов и этим следует дорожить. Прошедший 2018-й год был ответственным и политически активным годом. Состоялись выборы Президента России, глав регионов, в том числе и нашей республики. Жители Республики Ингушетия на этих выборах продемонстрировали высокую гражданскую активность. Уважаемые коллеги! В рамках налаживания внешнеэкономических связей мы приняли участие в различных экономических форумах и выставках, на которых проводилась также презентация инвестиционных возможностей и достижений республики. Только в рамках пятого экономического форума и многопрофильной выставки «Деловая Ингушетия - 2018» подписано 16 соглашений с крупными инвесторами о реализации проектов в различных отраслях экономики на общую сумму 1,5 млрд рублей. По итогам года в рамках презентации инвестиционного потенциала Ингушетии в Катаре у нас прошли дни культуры республики, которые привлекли внимание к приоритетным направлениям экономического и социального развития нашего региона, инвестиционной привлекательности республики, а также к богатой культуре и историческому прошлому ингушского народа, к его творческим, спортивным и интеллектуальным ресурсам. Республика стала первым российским регионом, представившим свою программу в Катаре в рамках перекрестного года культуры России и Катара. Также Ингушетию посетили делегации посольств Швейцарии и Индии в Москве. Цель визита - знакомство с потенциалом республики и налаживание деловых контактов между нашими странами, а также вопросы, касающиеся торгово-экономического и культурного сотрудничества. Важным событием стало проведение в республике первого всероссийского форума блогеров «BlogING-2018», в котором приняли участие порядка 50-ти ведущих блогеров российского сегмента социальных сетей. В 2018 году в Ингушетии состоялся первый Международный саммит молодых парламентариев из 13 стран и регионов России. Состоялась презентация лучших практик организации работы с молодежью в регионах страны. 2018-й год в России был объявлен годом добровольца и волонтера. Наша республика сразу же откликнулась на этот призыв и в числе первых открыла это движение. Около 500 юношей и девушек Ингушетии принесли клятву верности принципам добровольчества и получили отличительные повязки. Все эти мероприятия, носят общественно-политический характер и ещё раз говорят о том, что народ выбирает стабильность и прорывное развитие. Уважаемые депутаты и приглашенные! Республика интенсивно развивается. Безусловно, это произошло, благодаря пониманию и поддержке, проводимым федеральным центром реформам в экономике и социальной сфере. Развивается малый бизнес, агропромышленный комплекс и транспортная сфера. В 2019 году мы начинаем подготовительную работу к проведению Всероссийской переписи населения 2020 года. На территории республики, с учетом расчетных данных, численность населения составляет 497 356 человек (по состоянию на 1 января 2019 года). Для проведения столь масштабной работы необходимо привлечение более 1200 работников различного уровня. Соответственно, мероприятия предполагает вовлечение практически всех министерств и ведомств федерального и регионального уровней, учебных заведений, мобилизации всех административных ресурсов. С апреля 2019 года и до конца 2020 года будут привлечены уполномоченные по организации проведения переписи в городах и районах республики. Необходимо начать информационно-разъяснительную работу, а также работу по формированию республиканской комиссии по подготовке и проведению Всероссийской переписи, а главам городов и районов необходимо предусмотреть технические и организационные вопросы, с учетом труднодоступных населенных пунктов. Уважаемые коллеги! Общественное согласие является главным условием формирования гражданского общества. С учетом этого руководством республики проводится работа по привлечению общественных и духовных, молодежных организаций в процесс социально-экономического развития республики. С этой целью у нас созданы все институты гражданского общества. Не все зарегистрированные организации в одинаковой степени активны, заметны в политическом спектре республики и, соответственно, оказывают влияние на состояние общественно-политической ситуации. Совместно с органами государственной власти, руководителями институтов гражданского общества важно проводить конструктивный диалог с представителями общественных объединений и политических партий, оказывать им всемерную поддержку. Коллеги! В выявлении негативных и позитивных сторон деятельности всех ветвей государственной власти немаловажную роль должны играть средства массовой информации. Наши СМИ стали более объективно отражать различные аспекты жизнедеятельности республики. Следует отметить, что многим публикациям, телепередачам не хватает оперативности, актуальности, аналитики. Недостаточно обсуждаются острые проблемы, с которыми люди сталкиваются повседневно. Больше писать и показывать достижения республики, её преобразования, готовить темы патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Главным редакторам и руководству СМИ следует обратить внимание на вёрстку новостных выпусков. В июне 2019 года Ингушетия полностью перейдет на цифровое вещание, в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы». Уже с января текущего года в России начался постепенный переход на цифровое эфирное телевидение и сокращение аналогового вещания. Это 20 бесплатных общероссийских, общедоступных каналов. Для населения, проживающего вне зоны эфирного наземного вещания, будет обеспечена возможность бесплатного приема программ с использованием системы спутникового вещания. В связи с переходом региона на цифровое вещание Правительству, главам муниципальных образований следует оказать помощь малоимущим семьям в приобретении телевизионных цифровых приставок. Уважаемые коллеги! Теперь хотел бы остановиться на пресловутой коррупции. Как известно, коррупция – это социальное зло, которое, имеет многовековую историю. Целенаправленная работа по искоренению коррупции в Ингушетии даёт положительные результаты. Опыт работы в данном направлении был принят во внимание при разработке государственной программы Ингушетии «О противодействии коррупции» на период до 2020 года. Однако, как показывает практика, принятых в последние годы мер оказалось недостаточно. Конечно, мы понимаем, что в республике, где в течение многих лет существовали негласные правила, а люди привыкли опираться на родственные связи, бороться с коррупцией будет очень непросто. Люди отказываются называть имена тех, кто вымогает у них взятки, потому что их зачастую связывают родственные связи. Только за период с 2014 по 2018 годы органами правопорядка возбуждено 275 уголовных дел коррупционной направленности, из них направлены в суд с обвинительным заключением - 187. В республике не должно быть неприкосновенных (граждан). Закон для всех един. Мы уже имеем положительные отклики от жителей республики. В последнее время увеличилось и количество обращений на имя Главы Ингушетии от рядовых граждан, общественных организаций. Победить такое зло, как коррупция, невозможно лишь усилиями государственных и правоохранительных органов. Я возлагаю большие надежды на внутренние «здоровые силы» ингушского общества. Необходимо наладить взаимодействие с институтами гражданского общества. Как один из инструментов по противодействию коррупции необходимо совершенствовать качество работы самого госоргана. Наша стратегическая задача - создать новую плеяду государственных управленцев. Это должны быть люди высокообразованные, профессионально подготовленные, не ангажированные различными интересами. То есть следует обновить поколение госслужащих. Мы должны поднять престиж государственной службы. Привлечь талантливых молодых людей в государственный аппарат. В этом году при поддержке АНО «Россия-страна возможностей», которая является оператором Всероссийского конкурса «Лидеры России», в республике будет проходить свой кадровый конкурс «Движение вверх». Уважаемые депутаты Народного Собрания! В предстоящие годы мы должны совершить настоящий прорыв в экономике, инфраструктуре, технологиях, науке и социальной сфере. Подготовлены национальные проекты, в которых обозначены целевые показатели и практические механизмы их достижения, объёмы финансирования. Более 17,6 млрд рублей Ингушетия получит из федерального бюджета на национальные проекты в 2019 - 2021 годах. В общей сложности Республика Ингушетия примет участие в 46 из 67 федеральных проектов, представленных в составе 12-ти нацпроектов. По всем 46 проектам подготовлены и утверждены паспорта региональных проектов. За счет нацпроектов регион намерен решить ряд приоритетных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, экологии, жилищного строительства, малого среднего предпринимательства и т.д. Эта работа позволит обеспечить прорыв в социально-экономическом развитии республики и ее выход на среднероссийский уровень. Уважаемые коллеги! В последнее время много внимания общество обращает на рейтинги регионов по качеству жизни, который формируется на основании данных Росстата, и других федеральных структур. По итогам 2018 года Республика Ингушетия поднялась на 2 позиции относительно прошлого года (по улучшению общих рейтинговых баллов республика находится на 2 месте по РФ, + 9 баллов). Улучшение сводного рейтингового балла свидетельствует об улучшении многих показателей, учитываемых при расчете рейтинга. Если мы и дальше будем двигаться такими темпами, то в ближайшую пару лет сможем выйти из списка аутсайдеров. Из 70-ти показателей наша республика улучшила позиции по 27 показателям, сохранила позиции по 33 показателям и снизила позиции по 10 показателям (тем не менее, из них по 3 показателям республика все еще находится в лидерах). В 2019 году ежеквартально будет проводиться анализ работы министров в соответствии с занятыми местами в данном рейтинге, и определять «лучших» и «худших» руководителей ведомств.   НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В соответствии с основными целями и задачами Стратегии государственной национальной политики России на период до 2025 года, Министерством по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ на должном уровне обеспечивается реализация государственной национальной политики, координация деятельности государственных органов Республики Ингушетия в области межнациональных отношений, направленная на сохранение и развитие самобытной культуры, традиций представителей разных национальностей, проживающих на территории Республики Ингушетия. Ежегодно проводятся десятки мероприятий, направленных на укрепление гражданского единства, гармонизацию межнациональных, межконфессиональных отношений, содействие этнокультурному многообразию народов России. Министерством по внешним связям, национальной политике, печати и информации реализовано более 30 мероприятий по профилактике экстремизма и духовно-нравственному воспитанию молодежи в общеобразовательных организациях республики. В сфере развития внешних связей республики с регионами функционируют 56 представительств Ингушетии. На сегодняшний день действуют 21 соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве Республики Ингушетия с субъектами Российской Федерации. В 2018 году Миннацом республики велась активная работа с гражданами, признанными в установленном порядке вынужденными переселенцами, и выезжающими (или выехавшими) из районов крайнего севера и приравненных к ним местностей. Сформированы и направлены в объединенную дирекцию Минстроя России сводные списки граждан - участников основного мероприятия на 2019 год, в который включены 595 семей вынужденных переселенцев, 173 семьи переселенцев из районов крайнего севера. Проведена работа по выдаче государственных жилищных сертификатов 129 семьям вынужденных переселенцев и 26 семьям переселенцев из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В рамках подпрограммы «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия» в 2018 году им выделено 99 квартир. Налажено конструктивное взаимодействие с соседними регионами, ведется работа по укреплению добрососедских отношений. Следует отметить, что министерство работало продуктивно. Эти темпы сбавлять нельзя и в текущем году. Дорогие друзья! В 2020 году мы будем отмечать важное для нашего народа событие – 250-летие единения Ингушетии с Россией. На протяжении всей истории взаимоотношений с Россией ингушский народ не раз доказывал, что дорожит единством с ней, является ее надежным форпостом в регионе. Лучшие сыны ингушского народа верой и правдой служили Отечеству. И сегодня многонациональный народ Ингушетии вносит свой вклад в дело сохранения стабильности на юге страны и в процветание всего государства. Поручаю Правительству и министерствам начать организационную работу по этому важному общественно-политическому событию. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В 2018 году в сфере молодежной политики у нас много положительных результатов, в частности в вопросах задействования незанятой молодежи в общественно полезных делах, объединения и сплочения молодых граждан, интеллектуального развития молодежи, работы с ребятами из группы риска. В целях достижения указанных приоритетных для современного общества направлений в 2018 году в Ингушетии проведено более 500 мероприятий, значительная доля которых прошла на межрегиональном и международном уровнях с привлечением и приглашением представителей других регионов. Представители республики приняли участие в 14 крупных форумах международного, всероссийского и окружного масштабов, таких как «Машук-2018», «Таврида-2018», «Территория смыслов на Клязьме», «Россия – студенческая» и т.д. На данных форумах и мероприятиях молодежь нашей республики проявляла себя достойным образом и завоевывала победные, призовые места, гранты. В 2018 году участники из республики получили 100 грантов. Но наибольшее достижение в участии такого рода форумах – это, несомненно, развитие, которое получает молодежь регионов СКФО, обмен опытом и знаниями, укрепление дружбы между подрастающим поколением разных народов. С участием добровольцев в течение года проведено более 500 акций: «Рамадан детям», «Я донор», «Добрые сердца», «Протяни руку помощи», «Сады поколений», «Посади дерево», «День без табака», «Здоровый образ жизни» и многие другие. В современном мире, где здоровью угрожают множество негативных факторов, молодежи необходима возможность полноценно заниматься спортом. Условия должны быть созданы повсеместно, как в больших городах, так и в малых селах. Поручаю Правительству в 2019 году проработать вопросы: - развития социального проектирования и молодежных инициатив; - строительства минифутбольных площадок для развития футбола; - создания условий для интеллектуального и творческого развития молодежи через клубы интеллектуальных игр; - организации участия молодежи в форумных кампаниях, позволяющих молодым гражданам получить достойное финансирование на реализацию собственных проектов. ОБРАЗОВАНИЕ Система образования является одним из ключевых векторов развития как страны в целом, так и республики в частности. В связи с этим большое внимание уделяется развитию регионального образования через реализацию федеральных программ и, начиная с 2019 года, - национальных проектов. В 2018 году в республике велось строительство 3 дошкольных и 6 общеобразовательных объектов, что позволило создать 5 тысяч мест в школах и 630 мест в детских садах. В рамках реализации национального проекта «Демография» выделены средства на строительство 17 дошкольных образовательных организаций для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет мощностью по 220 мест (в том числе мощностью ясельных групп по 60 мест) на период до 2021 года. Благодаря проекту «Демография» будут обеспечены местами в детские сады около 4 тысяч детей. В рамках реализации проекта «Современная школа» до 2021 года планируется строительство 12 общеобразовательных организаций, что позволит сократить дефицит мест в школах на 9 тысяч. При этом количество школ, занимающихся в одну смену увеличится с 59 до 86, а ведущих обучение в две смены сократится с 70 до 55. В 17 общеобразовательных организациях республики будет обновлена материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей. Запланировано создание двух региональных центров выявления и поддержки детей, проявивших выдающиеся способности. Начата работа по выявлению и поддержке одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций с учетом опыта образовательного фонда «Талант и Успех». В 2019 году с целью поддержки одаренных детей планируется создание на базе гимназии № 1 г. Назрани Республиканского образовательного центра выявления и поддержки одаренных детей по направлениям: «наука», «творчество», «спорт». На базе Центра образования г. Магаса в 2018 года открыт республиканский детский технопарк «Кванториум». Целью проекта является выявление интереса и таланта у детей к занятиям инновационного и технического творчества, создание для них системы мотивации и дальнейшего сопровождения. До конца 2021 года планируется создание трех детских технопарков «Кванториум» в Сунженском, Назрановском и Малгобекском районах. Республика на протяжении последних лет принимает успешное участие в развитии движения «Вордскиллс Россия», ежегодно проводятся региональные чемпионаты «Молодые профессионалы». В целях организации стажировки учащихся профессиональных образовательных организаций республики в рамках этого движения необходимо рассмотреть вопрос заключения соглашений с межрегиональными центрами компетенций о прохождении стажировок. Также проведен региональный чемпионат профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс». Республиканская команда приняла участие в национальном чемпионате в городе Москве и заняла 1 место в номинации «туризм». Уровень знаний детей напрямую зависит от профессионального уровня преподавателей. Современной школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста. Для этого необходимо создать условия для повышения профессиональной компетентности учителя. В связи с этим поручаю Правительству республики рассмотреть вопрос взаимодействия с Институтом повышения квалификации на базе Ингушского государственного университета, а также Министерству усилить контроль за проведением аттестации педагогических работников. В своем Послании Президент Российской Федерации предложил запустить в стране программу поддержки учителей и образования в небольших населенных пунктах. Программа «Земский учитель» планируется к реализации с 2020 года, но Минобрнауки Ингушетии уже сегодня необходимо начать проработку указанного вопроса. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ Уважаемые депутаты! Здоровье нации – основа нашего успешного будущего. Система здравоохранения в Ингушетии развивается на качественном уровне. Поэтому обеспечение и предоставление качественных и доступных медицинских услуг, диагностирование и лечение максимально широкого спектра болезней - наша главная задача. В соответствии с требованиями нормативных документов Минздрава России в медицинских организациях внедрены критерии качества. Проводится ведомственный и внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях. В системе здравоохранения сохраняется дефицит коечного фонда. Обеспеченность больничными койками по республике на 10 тысяч населения составляет 45,2, в среднем по Российской Федерации – 71,8. На протяжении нескольких лет республика занимает 1 место в Российской Федерации по показателю «Средняя продолжительность жизни», которая составляет свыше 81 года. При этом у нас один из самых низких показателей общей смертности населения – 3,1 на 1 тысячу человек населения, в среднем по Российской Федерации данный показатель составил 12,4, по СКФО-7.3 Показатель младенческой смертности за пять лет снизился в 2,4 раза (2014 г. – 14,7 случаев на 1000 на родившихся живыми, 2018 г. – 6,0) и в 2018 году составил 6 случаев на 1000 родившихся живыми. Наша задача в ближайшие годы выйти как минимум на среднероссийский показатель – 5,1 случаев. Индикатором организации первичной медико-санитарной помощи, реализации идеологии профилактической медицины в последние годы является диспансеризация населения. В 2018 году мы выполнили план по диспансеризации, охватив 65 тысяч человек. Центром медицинской профилактики, центрами здоровья взрослых и детей, медицинскими организациями республики проведено более 85 мероприятий, акций. Подготовлено 146 студентов медицинского колледжа для волонтерского движения. В 2018 году по итогам конкурсных мероприятий поступили в медицинские ВУЗы России по целевым направлениям министерства по программе специалитета 48 абитуриентов. Для получения послевузовского профессионального образования в 2018 году направлены для прохождения ординатуры за счёт средств федерального бюджета 47 специалистов. В рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» планируется реализация 6 проектов: «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», «Борьба с онкологическими заболеваниями», «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи», «Медицинские и фармацевтические кадры России», «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения». В 2018 году реализация программы «Земский доктор» позволила привлечь для работы в медицинские организации республики, расположенные в сельских населенных пунктах, 16 молодых специалистов. В текущем году запланировано выделение стимулирующих средств еще 16 специалистам с высшим образованием. С учетом изложенного поручаю Минздраву Ингушетии проработать вопрос поддержки специалистов из числа среднего медицинского персонала. В 2019 году в сфере здравоохранения необходимо сосредоточить усилия на: - создании ФАПов в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 2000 человек; новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь; - дооснащении медицинским оборудованием онкологического диспансера; - переоснащении регионального сосудистого центра и первичных сосудистых отделений; - развитии материально-технической базы детских поликлиник и поликлинических отделений медицинских организаций; - внедрении центрального архива медицинских изображений, лабораторно-информационной системы, телемедицины; - реализации программы «Земский доктор». ТРУД, ЗАНЯТОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Важнейшей задачей была и остается адресная поддержка со стороны государства социально-незащищенных слоев населения. В текущем году отдельным категориями граждан приобретено 200 путевок на санаторно-курортное лечение, обеспечено бесплатным проездом две тысячи инвалидов, выплачена компенсация за проезд 500 (пятистам) гражданам из числа реабилитированных лиц. Меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации получили 1800 ветеранов труда и 380 тружеников тыла, а также 67 семей военнослужащих. Как и в предыдущие годы, осуществлялась социальная поддержка участников ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции. 46 семей из этой категорий граждан воспользовались правом получения государственных жилищных сертификатов. В республике функционируют 7 государственных бюджетных учреждений социального обслуживания. В настоящее время мы прорабатываем вопрос строительства в рамках национального проекта «Демография» республиканского реабилитационного центра для инвалидов на 250 мест в районе с. п. Али-Юрт, пяти комплексных однотипных центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов вместимостью 50 мест и стационарного корпуса на 50 коек социально-оздоровительного центра граждан пожилого возраста и инвалидов «Дом ветеранов» в с.п. Сурхахи. Организована и проведена в 2018 году летняя оздоровительная компания. В ее проведении приняли участие 4 республиканских стационарных лагеря: «Аьрзи», им. Комарова, «Нефтяник» и лагерь «Курорты Ингушетии». Принимались меры по устранению барьеров и формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. Утверждены отраслевые «дорожные карты» поэтапного создания безбарьерной среды для инвалидов. В целом в 2018 году ситуацию на рынке труда можно охарактеризовать как стабильную. Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2019 г. составил 8,7%. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости на 1 января 2018 г. составила около 22 тысяч человек. Несмотря на то, что за десять лет мы более чем в два раза снизили уровень безработицы, показатели как общей безработицы (26,3%), так и регистрируемой (8,7%), все еще остаются высокими. С учетом сложности и социальной значимости проблемы безработицы, ее решение невозможно без содействия со стороны федерального центра. Мы в настоящее время проводим предварительную работу в федеральных органах власти в целях утверждения отдельной программы, направленной на повышение уровня занятости населения Республики Ингушетия, и по результатам этой работы выйдем с соответствующим обращением к руководству страны. Начиная с 2019 года в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» будет организовано профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан предпенсионного возраста. В программах обучения в этом году смогут принять участие около 100 граждан предпенсионного возраста. Также в рамках дальнейшего совершенствования государственной социальной политики в предстоящий период необходимо обеспечить: - осуществление адресной социальной поддержки гражданам и обеспечить установленные законодательством социальные выплаты, пособия и компенсации различным категориям граждан, исходя из принципов адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки; - активную поддержку семей с детьми, государственную социальную помощь малоимущим гражданам, гражданам пожилого возраста и инвалидам. КУЛЬТУРА Традиции и культура – это генетический код нации. Ингушам и представителям других народов, проживающим на территории нашей республики, несмотря на все пережитые тяготы и невзгоды, удалось сохранить свою культурную самобытность, обычаи и традиции. Нужно отвести важную роль укреплению нашего культурного фундамента. Нам следует оберегать нашу национальную культуру и традиции во всем их многообразии и величии, собирать по крупицам наше культурное достояние. В соответствии с Указом Президента России Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра. Минкультуры Ингушетии необходимо организовать план мероприятий в рамках данного указа. В предстоящем году необходимо также продолжить работу по созданию условий для стабильного и поступательного развития сферы культуры, обеспечения сохранности и пополнения музейных, библиотечных и архивных фондов республики и доступа населения к культурно-историческим ценностям. Юные дарования республики в качестве поощрения ежегодно направляются для участия в российских и международных фестивалях и конкурсах. Так принято участие в международном фестивале «Мариинский - Владикавказ», ежегодном межрегиональном творческом конкурсе «Дорогу талантам» (г. Грозный), северокавказском конкурсе молодых дарований «Творческие вершины», международном конкурсе «Нальчик - Подкова счастья» и других. При поддержке Министерства культуры Российской Федерации в Республике Ингушетия с 2015 года построено 16 и отремонтировано 5 домов культуры, что позволило повысить показатель обеспеченности республики учреждениями культурно-досугового типа на 25% от нормативной потребности (на сегодняшний день он составляет 51,6%). Необходимо продолжить эту работу и в 2019 году, реализовать мероприятия по строительству 8 домов культуры в сельских поселениях Плиево, Чемульга, Берд-Юрт, Вежарий, Южное, Средние Ачалуки. Хотел бы обратить внимание, что необходимо в полной мере задействовать как новые построенные объекты культуры, так и уже функционирующие. Они построены для обеспечения доступа наших граждан к культурно-досуговым мероприятиям. СПОРТ Физическая культура и спорт должны стать особой заботой республики. Именно здоровый образ жизни является ключом к здоровью нации. В республике ежегодно увеличивается количество граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом. За последние 10 лет доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, выросла с 3% до 22%. В 2018 году у нас проведено 75 спортивно-массовых мероприятий, обеспечено участие полутора тысяч спортсменов в выездных соревнованиях и учебно-тренировочных сборах. Ингушские спортсмены, участвуя во всероссийских и международных соревнованиях, за отчетный период завоевали 289 золотых, 180 серебряных и 232 бронзовые медали. Для вовлечения граждан в занятия физической культурой и спортом необходимо дальше развивать инфраструктуру спорта. В рамках реализации федерального проекта «Спорт – норма жизни» в 2019-2020 годах у нас за счет федерального бюджета планируется закупка технологического оборудования для создания малых спортивных площадок и создание (модернизация) футбольных полей с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками. Также поручаю в 2019 году организовать проведение Чемпионата России по дзюдо среди мужчин и женщин и завершить строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном в Насыр-Кортском административном округе г. Назрани. ТУРИЗМ Значимость развития туризма для Республики Ингушетия определяется богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями и ресурсами и географическим положением. Безусловно, главным результатом, характеризующим успешное развитие туристической отрасли республики, является прирост общего туристского потока. За последние пять лет республику посетили около 300 тысяч туристов, а в 2018 году свыше 130 тысяч, что почти в 2,5 раза больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший интерес у туристов вызывают культурно-познавательные экскурсии по горной Ингушетии, а также ежегодные событийные мероприятия, проводимые в республике, в числе которых - турнир «Битва в горах», фестиваль «Мят-Сели» и др. Дальнейшее развитие туристической отрасли требует создание соответствующей инфраструктуры. В целях реализации поручения Председателя Правительства Российской Федерации Медведева Д.А. запланировано строительство инженерной и спортивной инфраструктуры ВТРК «Армхи». В рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и выездного туризма в Российской Федерации» у нас предусмотрено создание туристского кластера «Ачалуки». Санаторно-курортный комплекс «Ачалуки» будет представлять современные направления санаторно-курортного лечения, основанные на сочетании методов традиционной медицины, применении природных факторов. БЮДЖЕТНАЯ И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА Обеспечение социально-экономической стабильности в республике, создание условий для устойчивого развития региона возможно только при проведении уравновешенной бюджетной и налоговой политики и адаптации бюджетных ресурсов к новым экономическим реалиям. В предстоящий трехлетний бюджетный цикл необходимо обеспечить стабильность регионального и местных бюджетов, обеспечив исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом, мобилизацию внутренних источников и их направление на достижение установленных целей государственной политики. Необходимо усилить внимание к вопросам увеличения доходов консолидированного бюджета. Что касается имущественных налогов, как мы знаем, Президентом Российской Федерации по итогам Послания даны поручения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающие предоставление ряда льгот семьям, имеющим трех и более детей. В этой связи Минфину Ингушетии совместно с налоговой службой необходимо будет просчитать как это отразится на доходной части нашего бюджета. Мы должны обеспечить выполнение всех социальных обязательств перед отдельными категорий граждан – получателями социальных льгот и гарантий, как за счет средств федерального, так и регионального бюджетов. Важно проводить политику адресности и нуждаемости при назначении социальных выплат, на это нас нацеливает Правительство России. ИВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА Активная поддержка инвестиционной деятельности позволила нам увеличить объем внебюджетных инвестиций за последние пять лет в два раза (с 6,8 млрд рублей в 2014 году до 13,4 млрд рублей в 2018 году). Ряд инвестиционных проектов успешно реализованы при поддержке федеральных институтов развития бизнеса. Так, при содействии Минкавказа России в 2018 году введен в эксплуатацию экспортоориентированный завод по производству алюминиевых профилей (ООО «РИАК»). Продукция данного завода уже поставляется в регионы России. В текущем году завершается реализация первого этапа еще одного масштабного инвестиционного проекта по строительству птицекомплекса по промышленному производству и переработке мяса индейки, а также реконструкция комбината строительных материалов. В текущем году в программу Минкавказа России на 2019 год мы также заявили четыре новых проекта, ориентированных на импортозамещение и экспорт. При поддержке Федеральной корпорации развития малого и среднего предпринимательства и Корпорации развития Северного Кавказа завершена реализация инвестиционного проекта «Строительство торгово-развлекательного комплекса «Строймаркет». Также, на промышленно-инвестиционной площадке г. Карабулака открыт современный завод по производству сухих строительных смесей (ООО «ТИМ»). На стадии реализации находится еще целый ряд перспективных инвестиционных проектов: строительство завода по производству металлоконструкций для тепличных комплексов (ООО «АТМ»), стальных дверей (ООО «Горец»), комбината по производству продукции из муки твердых сортов пшеницы (ООО «Хлеба Сибири»), завода алюминиевых сплавов (ООО «Риал»), гостиничного комплекса «Кушт-ГIала» (ООО «КУШТ-ПЛАЗА»), модернизация консервного завода (ООО «Агрокомплекс Сунжа Фаворит») и другие. Поручаю Минэкономразвития Ингушетии продолжить работу по взаимодействию с федеральными институтами развития в целях эффективной реализации инвестиционных проектов. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО За последние два года нами создана сеть организаций инфраструктуры нефинансовой поддержки малого и среднего предпринимательства: центр поддержки предпринимательства, центр инноваций социальной сферы, центр поддержки народных художественных промыслов, центр кластерного развития. В целях развития технического и предпринимательского потенциала детей и молодежи создан второй в республике центр молодежного инновационного творчества «Мехатроник». Осуществлялось тесное взаимодействие с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства, одной из задач которой является привлечение льготных кредитных ресурсов для реализации инвестиционных проектов. В рамках нацпроекта должны быть реализованы мероприятия по формированию положительного образа предпринимательства среди населения республики и вовлечению граждан в сектор малого и среднего бизнеса. Также поручаю организовать работу по созданию центра «Мой бизнес», который будет объединять на единой площадке уже созданные организации поддержки субъектов МСП в качестве единой «точки доступа» к услугам и мерам поддержки предпринимателей. В целях содействия выхода субъектов МСП на внешние рынки прошу проработать вопрос создания центра поддержки экспорта в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Потенциал в этом направлении у наших предпринимателей имеется. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Итоги 2017-2018 годов показали, что промышленность республики прошла становление и вошла в стадию устойчивого развития. Так, в 2018 году республика заняла 1 место среди субъектов СКФО по росту индекса промышленного производства. При этом очень хорошие темпы роста продемонстрировали обрабатывающие производства. Хороших показателей удалось достичь за счет создания благоприятных условий для бизнеса и активного вовлечения их в промышленные объекты. На сегодняшний день у нас имеются рычаги и накопленный опыт, что позволит в дальнейшем успешно справиться с поставленными задачами. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В 2018 году развитие сельского хозяйства сохранило положительную динамику. Объём производства продукции сельского хозяйства составил свыше 10 млрд рублей, при этом индекс производства продукции сельского хозяйства вырос на 9,7%. За этот же период поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 14,8%, производство мяса на 7,8%, производство молока на 5,7%, производство яиц на 38,9%. В рамках развития импортозамещающих направлений оказана поддержка КФХ из федерального бюджета. Приоритетным направлением развития сельского хозяйства мы определили для себя привлечение частных масштабных инвестиций на производство и переработку сельскохозяйственной продукции, что должно дать стимул комплексному развитию целых территорий. У нас уже есть примеры успешного привлечения инвестиций (ООО «Сад Гигант-Ингушетия», ООО «Муслим Экопродукт», ООО «Молоко Ингушетии» и другие). На стадии реализации находится инвестиционный проект АО «Агрокомплекс Сунжа» по строительству промышленного тепличного комплекса площадью 50 га по производству овощей закрытого грунта, первый урожай планируется получить уже в мае этого года. Повышенное внимание Минсельхозу Ингушетии необходимо уделить реализации региональных проектов, разработанных в соответствии с майским указом Президента Российской Федерации. Это региональный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», который предусматривает грантовую поддержку крестьянских фермерских хозяйств, предоставление субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам и проект «Экспорт продукции АПК». СТРОИТЕЛЬСТВО Строительная отрасль задает темп экономического развития, является весьма весомым сектором в экономике республики. В 2018 году велось строительство 32 объектов по 4 федеральным программам. Необходимо, чтобы построенные объекты оперативно передавались балансодержателям, а им в свою очередь, обеспечить их надлежащую эксплуатацию и сохранность. Как вы знаете, чуть более года назад у нас числилось около 230 объектов незавершенного строительства, сегодня уже более 130 объектов переданы или находятся на завершающем этапе передачи балансодержателям. Начиная с 2013 года, мы ежегодно вводим свыше 250 тысяч квадратных метров жилья. В 2018 году этот показатель чуть меньше – 236 тысяч, что вместе с тем является очень хорошим показателем. В рамках программы «Формирование современной городской среды на территории Республики Ингушетия» благоустроено 15 дворовых и 8 общественных территорий в восьми муниципальных образованиях. В 2019 году планируется благоустройство 47 общественных территорий в 9 муниципальных образованиях. Ключевыми направлениями деятельности Минстроя Ингушетии в строительной отрасли на 2019 год являются: - улучшение водоснабжения сельских поселений и городов Республики Ингушетия, а также качества поставляемой воды; - ликвидация аварийного жилищного фонда; - увеличение объема ввода жилья до 280,0 тыс. кв. м; - продолжение работы по благоустройству дворовых и общественных территорий республики. ДОРОЖНЫЙ КОМПЛЕКС В 2018 году на развитие дорожного комплекса направлено средств свыше 768 млн рублей. Проведены работы по строительству, реконструкции и ремонту участков автодорог протяженностью 42,7 км и моста длиной 53,2 п. м, в том числе на переходящих объектах, завершение которых планируется в 2019-2020 годах. Доля автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, составляет 69%, что является одним из лучших показателей по Российской Федерации. Объем финансирования в 2019 году предусмотрен в размере свыше 900 млн рублей. Средства будут направлены на реконструкцию и капитальный ремонт существующих автодорог регионального и межмуниципального значения. Кроме того, в рамках исполнения национального проекта «Безопасные и качественные дороги» на территории Республики Ингушетия на период до 2024 года реализуются региональные проекты: «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», целями которых является обеспечение необходимого уровня безопасности дорожного движения на дорожной сети Республики Ингушетия. Нужно максимально охватить дорожными работами автодороги населенных пунктов, и, в первую очередь, прилегающие к социальным объектам – детским садам, школам, больницам, вовлекать население в процесс принятия решения, какие объекты строить. Это необходимо делать путем опросов, конкурсов, анкетирования, сходов граждан. ЭКОЛОГИЯ, ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ Одной из важнейших сфер благополучия региона является состояние экологии и охрана окружающей среды. Учитывая актуальность и важность вопросов защиты природы, масштабных задач, поставленных Президентом Российской Федерации в сфере экологии, мной принято решение и создано Министерство природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия, которое по опыту других регионов стало единым государственным региональным органом, осуществляющим реализацию государственной политики в природоохранной сфере. Последовательно республика движется в направлении улучшения экологического состояния региона, конечная цель довести экологию до идеального состояния, хотя уже и на сегодняшний день Ингушетия в официальных рейтингах экологического состояния регионов России занимает лидирующие позиции. Большой объем экологически важной работы ведется для создания в республике условий безопасного обращения с отходами. За счет внебюджетных источников в рамках инвестиционного проекта построен и зарегистрирован в федеральном реестре первый полигон твердых коммунальных отходов с мусоросортировочным комплексом в с.п. Нестеровское. В 2019-2020 годах будет создан второй такой полигон в г. Малгобеке. Создается инфраструктура и налаживается система сбора и транспортировки твердых коммунальных отходов в соответствии с новой системой обращения с отходами. В рамках исполнения майского Указа Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в текущем году планируется ликвидация свалок в г. Назрани и с.п. Нестеровское, а также создание мусоросортировочного комплекса и двух комплексов по переработке бутылок и твердого пластика. Вместе с тем проблемы свалок и загрязнения водных объектов остаются актуальными по причине недостаточной реализации муниципалитетами своих обязанностей, как по ликвидации свалок, так и недопущению образования новых мест несанкционированного размещения отходов. Организована работа по пресечению незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых, в результате совместно с правоохранительными органами, администрациями городов, районов и населением республики такая добыча была минимизирована. Все попытки осуществления противоправной деятельности оперативно выявляются и пресекаются. В 2019 году запланированы мероприятия по лесовосстановлению на территории 75 га и по лесоразведению на территории 40 гектаров. Благодаря поддержке Минприроды России и Рослесхоза России с текущего года запущено техническое перевооружение лесопожарных центров Минприроды Ингушетии. За три года они будут обеспечены необходимой пожарной техникой и оборудованием. ТРАНСПОРТ Транспорт, наряду с другими инфраструктурными сферами является важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей. В республике активно развивается маршрутная сеть автомобильного транспорта, совершенствуются железнодорожное и воздушное сообщение. В том числе продолжается работа по приданию международного статуса региональному аэропорту «Магас». Реализуется программа «Развитие рынка газомоторного топлива», благодаря которой 1300 единиц пассажирского автотранспорта различного класса сегодня уже работают на нем. Построены и сданы в эксплуатацию три автомобильных газовых наполнительных станции на основных автомагистралях республики, созданы и функционируют 4 станции технического обслуживания автотранспорта, работающего на газомоторном топливе. Уважаемые депутаты, уважаемые приглашенные! Определяя задачи развития Республики Ингушетия на будущее, мы должны принимать своевременные решения по всем вопросам социально-экономического развития региона, какими бы они спорными и сложными не были. Нужно отбросить все, что мешает нашему развитию и обновлению. Ингушетия – это республика, где статус семьи играет огромную роль в становлении личности. Наша республика признана регионом, где нет отказных детей-сирот, все они благополучно устроены в семьях. Нельзя также забывать и о том, что наши дети – это наша семья, это будущие отцы и матери. Здоровая семья – счастливая семья, а счастье любого родителя – в здоровье его ребенка. И нам, как никому, близко созвучие слов, сказанных Президентом России в Послании о том, что «для многонационального народа именно семья, рождение детей, продолжение рода, уважение к старшим поколениям были и остаются мощным нравственным каркасом». «Дети – наша старость»,- говорил великий педагог Антон Семёнович Макаренко. Коллеги! 2019-й год в Ингушетии объявлен годом поддержки детей-сирот и детей инвалидов, соответствующее решение по этому вопросу уже принято. Сегодня у нас 904 ребенка нуждаются не только в материальной поддержке, но и в образовательной. Поручаю на базе Министерства образования республики создать общественный совет по вопросам оказания помощи детям-сиротам. Дорогие жители Ингушетии, уважаемые депутаты Народного Собрания! Как Глава Республики Ингушетия, призываю вас к сплоченности и организованности, к миру, исполнению наших общих целей и надежд. Главная наша цель – это идти вперед в ногу со временем. И как заявил Президент нашей страны В.В. Путин в своём очередном Послании, «Период формирования задач прошел. Отступать и понижать планку нельзя. Чтобы идти вперед, мы должны укреплять институты демократии, местного самоуправления, структуры гражданского общества, быть открытыми новым идеям и инициативам». Нам, - представителям региональной власти - необходимо обеспечить выполнение поставленных Президентом страны задач на благо нашей страны, на благо нашей республики. Единство народа крепче камня, – говорили наши предки. Действительно единство – это несокрушимая крепость и мы должны сохранить это единство – историческое, духовное, территориальное. Во благо нашей любимой Республики, во благо нашей Великой страны! Дала барт ца1 болба вай, т1ехе беркате хийла. Благодарю за внимание!
В Парламенте прошло пленарное заседание Народного Собрания Республики Ингушетия под руководством вице-спикера Асхаба Сукиева. В работе торжественного заседания, посвященного 25-летию принятия Конституции РИ и избрания депутатов первого созыва Народного Собрания РИ, приняли участие Глава региона Юнус-Бек Евкуров, федеральный инспектор по Республике Ингушетия Рашид Ошноков, Уполномоченный по правам человека в РИ Джамбулат Оздоев, первый заместитель Руководителя Администрации Главы РИ Тамерлан Гандалоев, представитель Администрации Главы РИ Аслан Умаров, представитель Правительства РИ в НС РИ Урусхан Имагожев, заместитель Председателя Контрольно-счетной палаты РИ Якуб Арапиев, заместитель Министра финансов РИ Багаудин Халухаев, старший помощник прокурора РИ Лина Гамурзиева, Председатель Избирательной комиссии Республики Ингушетия Мусса Евлоев и другие. В качестве почетных гостей были приглашены депутаты предыдущих созывов Парламента РИ: Келигов Мурат Юсупович, Дикажев Мухарбек Магомедгиреевич, Картоев Якуб Исандинович. Глава республики Юнус-Бек Евкуров поздравил законодателей с юбилейной датой, выразив особую благодарность людям, стоявшим у истоков становления ингушской государственности. «За сравнительно короткий по историческим меркам период удалось создать прочную законодательную базу. За последние годы выросло благосостояние народа, сократилась дотационность бюджета, снизилась напряжённость на рынке труда Парламентом проведена большая работа по законодательному обеспечению государственного строительства, экономического, социального, культурного развития республики. Депутаты всех созывов всегда отражали чаяния своих избирателей. Испытание временем пройдено – Парламент состоялся как законодательный орган», - подчеркнул Глава региона. В свою очередь Асхаб Сукиев отметил, что 25-летие – это серьезный повод для оценки обретенного опыта, анализа достижений и обсуждения планов на будущее. «Опираясь на конституционные основы Российской Федерации, на принятую 25 лет назад Конституцию Республики Ингушетия, на международный опыт, на поддержку руководства Российской Федерации, а самое главное, на колоссальное трудолюбие, опираясь на духовные, культурные ценности ингушского народа Республика Ингушетия добьется больших успехов в своем дальнейшем развитии», - выразил уверенность заместитель Председателя Народного Собрания. Под занавес торжественной части мероприятия Юнус-Бек Евкуров и Асхаб Сукиев вручили Почетные грамоты Главы Республики Ингушетия и Народного Собрания РИ депутатам предыдущих и ныне действующего созывов, приглашенным и сотрудникам Аппарата. Далее была продолжена работа депутатского корпуса по повестке дня заседания. С проектом конституционного закона РИ «О референдуме Республики Ингушетия» выступил Председатель Избирательной комиссии Республики Ингушетия Мусса Евлоев. Он отметил, что проект закона подготовлен Избирательной комиссией РИ и направлен на приведение республиканского законодательства о референдуме в соответствие с федеральным. Относительно проекта закона РИ «О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия «О местном референдуме в Республики Ингушетия» М.Евлоев сообщил, что изменения направлены на устранение пробелов в области правового регулирования, выявленных в ходе правоприменительной практики и правки юридико-технического характера, и отмену голосования по открепительным удостоверениям. О изменениях, вносимых в региональный закон «О государственных наградах Республики Ингушетия» сообщил первый заместитель Руководителя Администрации Главы республики Тамерлан Гандалоев. По его словам, проектом закона устанавливается право повторного награждения Главой Республики Ингушетия государственными наградами граждан до истечения 5-летнего срока со дня предыдущего награждения. Кроме того, в ходе заседания был рассмотрен вопрос «О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия «Об административной ответственности за совершение отдельных правонарушений на территории Республики Ингушетия», представленный заместителем председателя городского совета депутатов муниципального образования «Городской округ город Магас» Артуром Албаковым. Депутат проинформировал членов заседания о том, что документом предусматривается увеличение штрафа до восьми тысяч за невыполнение законных требований депутата представительного органа муниципального образования. Ранее штраф составлял от 1500 до 2000 рублей. Батыр Хамхоев выступил с проектом закона РИ «О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия «О выборах депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия», который проходит процедуру второго чтения. «Предлагается ввести новый механизм обеспечения реализации активного избирательного права для граждан при проведении выборов в Народное Собрание, которые в день голосования будут находиться вне места своего жительства», - отметил докладчик. Касаясь внесения изменений в Закон Республики Ингушетия «О муниципальных выборах в Республике Ингушетия», Б.Хамхоев пояснил, что проектом закона вводится возможность назначения наблюдателей субъектами общественного контроля, уточняется порядок и сроки выдвижения кандидатов, списков кандидатов, сбора подписей избирателей, исключается упоминание о назначении наблюдателей доверенным лицом зарегистрированного кандидата. Также избирателю может быть предоставлена возможность включения в список избирателей по месту нахождения на основании заявления. Депутаты приняли законопроект во втором чтении. В окончательном чтении депутаты приняли ряд республиканских законопроектов, касающихся республиканского бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, бюджетного процесса и межбюджетных отношений, социального обслуживания граждан, погребения и похоронного дела и объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Ингушетия. Кроме того, парламентарии обсудили перечень вопросов к ежегодному отчету Главы Республики Ингушетия о результатах деятельности Правительства Республики Ингушетия в 2018 году и приняли по нему соответствующее постановление Народного Собрания РИ. Также принято постановление Народного Собрания РИ «О делегировании депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия шестого созыва в состав постоянных комитетов Северо-Кавказской Парламентской Ассоциации». Заместитель Председателя Парламента Василий Светличный озвучил фамилии депутатов, которых Народное Собрание рекомендует в состав СКПА: Светличного Василия Ивановича - в комитет по межнациональным отношениям и межпарламентским связям, Хамхоева Батыра Юсуповича - в комитет по вопросам законодательства, государственного строительства и местного самоуправления, Бружева Абдул-Хамида Ахметовича - в комитет по экономической политике и бюджетным вопросам, Гадиева Ислама Геланиевича - в комитет по вопросам промышленного развития, Богатырева Ильяса Сулеймановича - в комитет по социальной политике, науке, культуре и образованию и Цурова Мустафу Тугановича - в комитет по делам молодежи, туризму и спорту. Единогласным решением народных избранников председателем комитета Народного Собрания РИ по государственному строительству и законодательству был избран Ибрагим Боков. В заключение заседания вице-спикер Асхаб Сукиев проинформировал коллег об изменениях персональных составов комитетов Народного Собрания РИ. Так, члена комитета по аграрной политике и природопользованию Магомеда Дарсигова избрали заместителем председателя комитета. Также депутат Иса Арчаков перешел из комитета по образованию, культуре и связям с религиозными организациями в комитет по аграрной политике и природопользованию.
«Мы, многонациональный народ Республики Ингушетия, чтя память предков, завещавших нам идеалы добра, справедливости и любви к Отечеству, сознавая ответственность за исторические судьбы государственности Ингушетии, утверждая свободу, права и обязанности человека и гражданина, принимаем Конституцию Республики Ингушетия и провозглашаем её Основным Законом». Слова, с которых начинается Конституция Республики Ингушетия и возрождение ингушской государственности. Они находят отклик в сердце каждого жителя республики на том основании, что основные принципы демократии не только не противоречат традициям наших славных предков, но и созвучны им. Еще в глубоком прошлом ингушского общества были заложены традиции парламентаризма. Ярким свидетельством этого является существование в XVIII-XIX вв. общегосударственного института правления Мехк Кхел (инг.: Совет (судьба) страны) – своего рода парламент, в состав которого входили наиболее мудрые представители тейпов, родов и фамилий. Важно отметить тот факт, что решения принимались коллегиально и носили обязательный для всех членов общества характер. Исследования ученых-этнографов доказывают, что ингуши, еще в то далекое время, разработали одну из самых совершенных форм демократического государственного управления. В современной Ингушетии полноценно развиваются демократические институты власти. Мы являемся свидетелями того, что четверть века успешно функционирует высший законодательный и представительный орган государственной власти Ингушетии – Парламент, именуемый Народным Собранием в соответствии со статьей 56 Конституции Республики Ингушетия. Это промежуток времени, позволяющий говорить, что ингушский парламент состоялся и вложил свой существенный вклад в развитие регионального парламентаризма. Рассуждая о политических процессах, необходимо провести историческую ретроспективу, из которой следует, что период развала коммунистической империи во второй половине 80-х - начале 90-х гг. ХХ века послужил катализатором идеи возрождения государственности ингушского народа в составе Российской Федерации. В этот чрезвычайно сложный период для страны, лучшие сыны ингушского народа, будучи в авангарде национального движения, ценой неимоверных человеческих усилий, сумели добиться восстановления ингушской государственности. Вследствие целеустремленной и кропотливой работы 26 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Закон «О реабилитации репрессированных народов», а также 4 июня 1992 года Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации». Ингушский народ получил заслуженное право на создание своей государственности наравне с другими народами Российской Федерации. С гордостью хочется вновь назвать имена этих истинных патриотов своего народа - Бембулат Богатырев, Муса Дарсигов, Бексултан Сейнароев, Исса Кодзоев, Ибрагим Костоев, Ахмет Куштов и многие другие. Принятие 27 февраля 1994 года на всенародном голосовании Конституции Ингушетии, за которую проголосовали 97,6% избирателей, стало закономерным продолжением ингушской государственности. В этот знаковый день состоялись и выборы депутатов Народного Собрания первого созыва. Всего в Парламент было избрано 27 человек сроком на 5 лет. Первым спикером стал доктор философских наук, профессор Мурат Юсупович Келигов. По предложению М.Келигова заместителями Председателя Народного Собрания были избраны Висангирей Гагиев и Азамат Нальгиев. В июле 1995 года в связи с изменением состава первого созыва депутатов и отставкой руководства Парламента, новым Председателем Народного Собрания был избран Плиев Руслан Султанович, а его заместителями стали Картоев Мусса Умарович и Яндиев Магамет Джабраилович, ныне возглавляющий законодательный орган Ингушетии. Законы, принятые Народным Собранием РИ первого созыва - это Законы РИ «О Государственном флаге Республики Ингушетия», «О Государственном гербе Республики Ингушетия», «О статусе депутата Народного Собрания Республики Ингушетия», «О выборах Президента Республики Ингушетия», «О государственных языках Республики Ингушетия», «Об охране окружающей среды» и т.д. Всего за период деятельности Парламента РИ первого созыва было принято 86 законов, касающихся различных сфер деятельности нового субъекта. Следует отметить, что, кроме своей основной деятельности, депутаты первого созыва активно участвовали в общественно-политической жизни республики и страны, устанавливали межпарламентские и международные связи. Безусловно, невозможно переоценить работу первого депутатского корпуса в условиях полного отсутствия механизма государственной власти, когда надо было практически с нуля закладывать законодательную базу. И, надо отдать должное, депутаты-первопроходцы успешно справились с этой задачей. Благодаря их самоотверженности и преданности избранному пути был проделан большой объем работы по формированию правовой базы, реализации конституционных прав и свобод человека, развитию социально-экономической сферы общества, развитию регионального парламентаризма и укреплению федеративных отношений Российской Федерации. Очередные выборы депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия второго созыва состоялись 1 марта 1999 года, по итогам которых в состав Парламента вошел 21 депутат. Председателем Народного Собрания вновь стал Руслан Султанович Плиев. По итогам деятельности второго созыва в его активе оказалось свыше 250 законов, направленных на улучшение жизни населения региона. В рамках своих компетенций члены Парламента осуществляли депутатский контроль в решении социально значимых вопросов, развивали межпарламентские связи, вносили свой вклад в дело стабилизации обстановки на Северном Кавказе. 7 декабря 2003 года состоялись выборы депутатов Народного Собрания третьего созыва. Впервые выборы в Ингушетии прошли по смешанной системе, вследствие чего увеличился состав депутатов - от 21 до 34. Из них 17 от политических партий, другая половина - по одномандатному и многомандатному избирательным округам. Из этого состава на постоянной профессиональной основе работали 18 депутатов. Количество комитетов увеличилось с шести до семи. Отметим, что изначально существовало пять комитетов Народного Собрания. Возглавил новый состав Парламента РИ Махмуд Султанович Сакалов, руководивший впоследствии четвертым созывом Народного Собрания РИ. За время работы третьего созыва было принято около 250 законов и более 1300 постановлений. Кроме того, представители народа активно участвовали в процессах социальной интеграции и политической консолидации ингушского общества. В Единый день голосования в России 2 марта 2008 года в Ингушетии впервые состоялись выборы депутатов Народного Собрания РИ по пропорциональной системе. Пример системы пропорционального представительства - выборы в парламент по партийным спискам. Цель пропорционального представительства - дать возможность максимально большему числу избирателей получить своих представителей во власти. Таким образом, по итогам голосования к распределению 27 депутатских мандатов Народного Собрания РИ были допущены четыре избирательных объединения: партия «Единая Россия» - 20 мандатов, партия «ЛДПР» - 3 мандата, партия «КПРФ» - 2 мандата, «Справедливая Россия» - 2 мандата. В соответствии со своим полномочиями депутатами четвертого созыва было принято 245 законов, среди них следует выделить законы о местном самоуправлении, обеспечивающие реализацию конституционного права граждан и самостоятельное решение населением вопросов местного значения в рамках закона. Также парламентариями был принят республиканский закон о противодействии коррупции, значительно увеличивающий эффективность предупреждения и борьбы с коррупцией, что, в свою очередь, служит гарантией благополучия обеспечением безопасности общества и региона. Помимо законотворчества, Народное Собрание активно занималось налаживанием межпарламентского диалога с законодательными органами субъектов Российской Федерации и иностранных государств. Заключены Соглашения о сотрудничестве с Государственным Собранием Республики Мордовия, Народным Собранием Республики Абхазия. Практика пропорциональных выборов в Ингушетии была продолжена. По итогам выборов 4 декабря 2011 года был сформирован новый пятый созыв Народного Собрания Республики Ингушетия. В состав Народного Собрания Республики Ингушетия было избрано 27 депутатов, из этого созыва на постоянной профессиональной основе работали 15 депутатов. На первом заседании Народного Собрания Республики Ингушетия 12 декабря 2011 года подтверждены полномочия всех 27 депутатов. Политсовет ингушского регионального отделения «Единой России», Генеральный Совет и Бюро Партии, а затем и фракция «Единой России» в Народном Собрании РИ, получившая в новом депутатском корпусе конституционное большинство, рекомендовали кандидатуру Мухарбека Ильясовича Дидигова на должность Председателя Народного Собрания РИ. Путем тайного голосования был избран новый спикер ингушского Парламента, решением большинства им стал Мухарбек Ильясович Дидигов. Затем были сформированы постоянные комитеты с избранием председателей этих комитетов. Народным Собранием Ингушетии пятого созыва проведено 187 заседаний Совета регионального Парламента и 103 пленарных заседаний, на которых принято 294 закона и свыше 1100 постановлений. Выборы депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия ныне действующего шестого созыва состоялись 18 сентября 2016 года в единый день голосования. В соответствии с которыми в Народном Собрании РИ законотворческой деятельностью занимаются 32 депутата, в том числе избранных по спискам партии «Единая Россия» - 26 депутатов, ЛДПР - 1 депутат, КПРФ - 2 депутата, «Справедливая Россия» - 3 депутата. На первом заседании путем тайного голосования Председателем Народного Собрания Республики Ингушетия шестого созыва избрали Зялимхана Султанхамидовича Евлоева. С 27 сентября 2019 года спикером Парламента РИ является член Регионального отделения партии «Единая Россия», ранее возглавлявший Администрацию Главы республики Магамет Джабраилович Яндиев. Констатируя деятельность данного созыва стоит отметить, что на сегодняшний день законодательным органом республики проведено 160 заседаний Совета Парламента и 48 пленарных заседаний. По их итогам принято 168 законов и 2254 постановления Народного Собрания РИ. Также ежегодно согласно плану работы Народного Собрания проводились парламентские слушания. Большинство законов, которые принял Парламент РИ, имеют социальную направленность и влияют на улучшение качества жизни граждан республики. Так, Законами РИ «О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия «О социальном обслуживании граждан в Республике Ингушетия», «О государственной социальной помощи в Республике Ингушетия» расширены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан. Не менее значимым для граждан региона было принятие закона об образовании города Сунжи, ставшим пятым городом в Ингушетии. Многие проекты законов, касающиеся роста благосостояния, соблюдения и защиты прав жителей республики находятся в процессе рассмотрения у нынешних парламентариев. Отметим, что не раз депутаты Народного Собрания РИ выступали со своими инициативами с высокой трибуны Государственной Думы ФС РФ и находили поддержку среди членов нижней палаты Федерального Собрания. Важным аспектом деятельности Народного Собрания является осуществление парламентского контроля за ходом реализации национальных программ в Республике Ингушетия. Кроме этого, депутаты активно участвуют во всех общественных мероприятиях, ведут благотворительную деятельность. Помогают спортивному и молодежному движениям, творческим и культурным объединениям. Ежегодно по инициативе Народного Собрания проводится Кубок Парламента по шахматам. Позади уже два года плодотворной работы. Но впереди у народных избранников еще не один год, насыщенный важными делами, решениями и инициативами, направленными на дальнейшее развитие и процветание Ингушетии. Отметим, что четвертьвековой юбилей Народного Собрания РИ является важным этапом, вехой, в течение которых депутатский корпус и Аппарат Парламента РИ трудились во благо жителей нашей республики, во благо развития ингушского парламентаризма и укрепления российской государственности.

Новости

 Под руководством Главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова в Магасе состоялось заседание Комиссии по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую, экстремистскую и иную преступную деятельность на ...
Заместитель Председателя Народного Собрания РИ Асхаб Сукиев провел еженедельное заседание Совета. В процессе совещания депутаты проинформировали членов Совета о работе, которая проводится в комитетах. Затем депутаты обсудили вопросы, вносимые в ...
Этнографический музей ингушской истории открыли сегодня, в день торжеств по случаю 25-летия возрожденного Магаса и 1076-летия древнего города, в стометровой Башне Согласия в столице республики. Международное агентство регистрации рекордов признало ...
В Малом зале законодательного органа республики прошло очередное заседание Совета Молодежного Парламента при Народном Собрании РИ. Молодые парламентарии обсудили организационные вопросы, связанные с деятельностью молодежной парламентской структуры ...
Ингушетия показывает одну из самых лучших динамик по качеству образования в стране. Об этом на совещании по готовности Ингушетии к проведению основного этапа ЕГЭ в 2019 году заявил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и ...
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров посетил торжественное мероприятие по случаю празднования Международного Дня театра и Дня работника культуры, прошедшее в Доме культуры в Назрани. Участниками мероприятия стали Министр культуры и архивного ...
Депутаты Государственной Думы приняли в третьем чтении поправки в законы «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», получившие известность под названием «закон о суверенном ...
Мы отмечаем сегодня день образования города Магаса. Магас – город с тысячелетней историей в то же время является самой молодой столицей России. Город Солнца – больше чем город, это олицетворение истории и государственности нашего ...

Символика

Gerb Ingushetii