История

Ингушский народ все важнейшие общественные вопросы издревле решал на всеобщем Совете (Мехка Кхел). В его состав входили наиболее мудрые и справедливые представители тейпов и родов. Решение принимались коллегиально и носили обязательный для всех членов общества характер, что делает Мехка Кхел подобным парламенту любой демократической страны современности. Поэтому мы с полным основанием считаем, что институт парламентаризма имеет в ингушском народе многовековую историю.

Но только с принятием 4 июня 1992 года Верховным Советом РФ Закона Российской Федерации «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации» ингушский народ получил свою государственность и, соответственно, возможность сформировать парламент как государственный институт, как одну из ветвей государственной власти.

27 февраля 1994 года в соответствии с Положением «О выборах депутатов Народного Собрания — Парламента Республики Ингушетия», утвержденным указом Президента Республики Ингушетия от 4 января 1994 года № 368, в Ингушетии впервые состоялись выборы депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия первого созыва, состоящего из 27 депутатов, избранных сроком на 5 лет.

Первым Председателем Народного Собрания-Парламента Республики Ингушетия был избран М.Ю.Келигов, доктор философских наук, профессор. 

Народное Собрание Республики Ингушетия — постоянно действующий высший представительный и единственный законодательный орган государственной власти Республики Ингушетия. Народное Собрание разрабатывает и принимает законы, создающие основу народовластия, гарантии прав и свобод жителей Республики Ингушетия.

Народное Собрание самостоятельно решает вопросы, относящиеся к его ведению, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Ингушетия и законами Республики Ингушетия. Народное Собрание состоит из 27 депутатов, избираемых сроком на 5 лет.

Порядок выборов депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия устанавливается Законом Республики Ингушетия «О выборах депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия». Порядок деятельности Народного Собрания Республики Ингушетия определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Ингушетия и законами Республики Ингушетия.

Председатель Народного Собрания избирается из числа депутатов путем тайного голосования. Кандидатуры на должность Председателя Народного Собрания вправе выдвигать фракции и отдельные депутаты Народного Собрания. Из числа депутатов Народного Собрания по представлению Председателя избираются два его заместителя.

Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Народного Собрания создается Совет Народного Собрания Республики Ингушетия, в состав которого входят с правом решающего голоса Председатель Народного Собрания, заместители Председателя, председатели комитетов Народного Собрания.

Председательствует на заседаниях Совета Председатель Народного Собрания Республики Ингушетия, а в его отсутствие – один из его заместителей.

В соответствии со статьей 75 Конституции Республики Ингушетия в Народном Собрании Республики Ингушетия образованны из числа депутатов 7 комитетов:

1) по конституционному и избирательному законодательству, законности, правопорядку и безопасности;

2) по экономической политике;

3) по бюджету, налогам и финансовой политике;

4) по науке, образованию, культуре и спорту;

5) по здравоохранению, социальной политике и труду;

6) по местному самоуправлению, национальной политике, связям с общественностью и религиозными организациями;

7) по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и охране окружающей среды.

Порядок деятельности комитетов регламентируется Положением о комитете Народного Собрания, утверждаемым соответствующим комитетом на своем заседании.

Порядок деятельности, основные правила и процедуры работы Народного Собрания Республики Ингушетия установлены Регламентом. Для обеспечения деятельности Народного Собрания Республики Ингушетия работает Аппарат состоящий из: отдела правового обеспечения и социально-экономического анализа, кадровой службы, организационного отдела, канцелярии, протокольно – редакционного отдела, копировально-множительного отдела, финансового отдела и информационно-аналитического отдела.

Народное Собрание Республики Ингушетия 5 созыва приоритетным в своей деятельности считает развитие и совершенствование регионального законодательства в области социально-экономического развития Республики Ингушетия, социальной защиты граждан республики и организации местного самоуправления.